Для разработки торпеды калибра 450 мм для малых носителей торпедного оружия и самолетов-торпедоносцев в 1932 году СССР закупил в Италии образец 450-мм торпеды фиумского завода и технологическую документацию на нее. В 1936 году па базе этой торпеды была сконструирована торпеда 45-36Н, тактико-технические данные которой были несколько выше, чем у образца 45-12. Торпеда имела длину 5,7 м, массу 950 кг, боевое отделение содержало 200 кг тротила. Торпеда имела два режима хода: на 3000 м при скорости 41 уз и на 6000 м — 32 уз.
В 1938 голу была создана новая парогазовая торпеда 53-38, имевшая 300 кг взрывчатого вещества и три режима хода: 1000 м при 44.5 уз, 8000 м при 34,5 уз и 10 000 м при 30,5 уз. Калибр торпеды 533 мм. длина 7.2 м, масса 1615 кг. Торпеда отличалась высокой точностью стрельбы — па дальности 10 км отклонение составляло не более 100 м отточки прицеливания, а от заданной глубины — не больше, чем на 1 м. Глубина хода достигала 14 м. Вскоре торпеда была модернизирована. За счет удлинения зарядного отделения до 1700 мм массу взрывчатого вещества удалось увеличить до -100 кг. Благодаря улучшению двигательной установки значительное переутяжеле-нис торпеды не привело к уменьшению скорости и дальности ее хода.
Через год началась разработка торпеды 5.3-39. которая отличалась увеличенными запасами энерго-компонентов (сжатого воздуха, горючего, воды), повышенной мощностью главной машины за счет ее форсирования. При массе торпеды 1800 кг и заряде 317 кг, скорость движения па каждом режиме возросла па 5—6 уз. В 1941 году па государственных испытаниях была достигнута скорость хода 51 уз. Наилучшая из иностранных торпед вто время давала на узел меньше. Торпеда комплектовалась гироскопическим прибором Мо-3, позволявшим производит!) плавную установку утла изменения курса до 90 градусов вправо или влево. Особенно удобным это оказалось для торпедных катеров, так как позволило вести залповую стрельбу «веером» с небольшим (порядка 1 градуса) растворением. На базе торпеды 53-39 во время войны был создан первый в Советском Союзе образсц маневрирующей торпеды, получивший обозначение 53-39 ПМ.
Перед войной велись экспериментальные исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для повышения тактико-технических характеристик торпед. В первую очередь они касались энергосиловых установок и торпедных топлив. Например, испытывалась торпеда, в которой тепловая энергия получалась за счет сжигания скипидара в кипящей азотной кислоте. Торпеда получилась практически бесследной, дальность увеличилась почти на б км. Однако использование кипящей азотной кислоты значительно усложнило ее эксплуатацию, повысило опасность се обслуживания. Работу с торпедой прекратили. Велись работы с турбинным двигателем, работавшим на водородпо-кисло
родной смеси. Однако завершить работы до начала войны не удалось. К 1942 году была принята на вооружение электрическая бесследная торпеда ЭГ-80, но она состояла на вооружении только подводных лодок, да и то в небольших количествах.
В 30-х годах достаточно широко велись исследования по системам самонаведения торпед. Начало было положено в 1934 году разработкой ультразвукового шумопеленгатора. 2 года спустя начались исследования по торпедной акустической системе. К сожалению, работы с самонаводящимися торпедами были приостановлены с началом войны и возобновились только в 1944 году.
Важным направлением повышения эффективности торпед явилось оснащение их неконтактными взрывателями. Первый взрыватель, надежно срабатывающий под днищем неразмагниченного крупного корабля, был создан в 1938 году. Испытания взрывателя начались в 1941 году па торпедах 53-38, а в 1943 году они были приняты на вооружение подводных лодок.
В первые годы после окончания войны торпедное и артиллерийское вооружение оставалось основным ударным оружием надводных кораблей и подводных лодок. В 60-е годы их позиции были несколько потеснены ракетами, однако торпеды и сейчас не потеряли своего значения.
В послевоенный период торпедное оружие было представлено 650. 533,450 и 350-330-мм калибрами. При этом надводные корабли имели на вооружении только парогазовые 533-мм торпеды нормальной длины. Первыми послевоенными корабельными парогазовыми торпедами были модернизированные образцы 53-39ПМ и 53-51. являвшиеся модификациями довоенной торпеды 53-39.
Торпеда 53-39ПМ, разработка которой началась еще во время войны, принята па вооружение в 1949 году. Прибор маневрирования обеспечивал движение торпеды по сложным программным траекториям зигзагом. При этом торпеда неоднократно пересекала курс цели, что повышало вероятность ее поражения. Главным конструктором прибора маневрирования был Е. Г. Янкелевич.
На торпеде 53-51, принятой па вооружение в 1951 году, кроме прибора маневрирования установлен неконтактный электромагнитный взрыватель активного типа НВК, обеспечивающий подрыв боевого заряда па расстоянии до 4—5 и от днища даже размагниченного корабля. Главный конструктор НВК — Б. С. Казанцев. Торпеда имела длину 7,6 м, массу 186S кг, заряд 375 кг и два скоростных режима: 51 уз (дальность 4 км) и 39 уз (8 км).
Работы над бесследными торпедами с тепловыми силовыми установками начались в Советском Союзе сразу после войны. Однако только в 1950—1957 годах удалось создать первые такие торпеды: для над
водных кораблей — 53-56 (главный конструктор А. Б. Тополяискмй) с поршневой тепловой установкой, работающей на керосине и кислороде, и для подводных лодок — 53-57 (главный конструктор Д. А. Коряков) с турбинной тепловой установкой, работающей на керосине и маловодной перекиси водорода. Вес последующие отечественные торпеды с теплосиловыми установками являлись развитием торпед 53-56 и 53-57.
Торпеда 53-56 имела длину 7,7 м, масса торпеды -2000 кг, взрывчатого вещества — 400 кг, и два скоростных режима: при SO уз дальность хода 8 км, при 40—13 км. Па ее базе создано два экспортных варианта с использованием в качестве окислителя воздуха вместо кислорода: 53-56 прямоходящая и 53-56 ВА с акустической пассивной системой самонаведения. Дальность хода торпед уменьшилась в два раза.
Наиболее совершенной модификацией торпеды 53-56 стала 53-65К, принятая на вооружение в 1969 году. Эта однорежимная торпеда (дальность ок. 20 км при скорости ок. 45 уз) имела акустическую систему самомочного или трубчатого тина, как подводные, так и надводные. Они размещались по бортам или в носовой части, наведение осуществлялось маневрированием корабля.
Рамочные аппараты располагались на палубе и имели специальные захваты для торпед. Для производства выстрела аппарат вываливался за борт. Захваты разжимались,торпеда падала в иоду и начинала движение своим ходом.
Подводные трубчатые аппараты устанавливались в носовой части по диаметральной плоскости корабля. Аппарат передней частью выходил наружу через отверстие в утолщении форштевня. Выталкивание торпеды — гидравлическое или пневматическое.
Надводные торпедные аппараты неподвижно закреплялись с отрицательным углом возвышения около 5—^ градусов в носовой части корабля под верхней палубой. Такой аппарат был впервые установлен в 18^8 году на миноноске «Сорока». Он предназначался для стрельбы торпедами калибра 350 мм сжатым воздухом. Он располагался в диаметральной плоскости. На построенных в L880 году миноносках «Батум» и «СУХУМ» (позднее их отнесли к классу миноносцев) имелось по два торпедных аппарата, расположенных в посу под палубой по сторонам от форштевня с наклоном вниз на 5 градусов. Позже торпедные аппараты стали размещать на верхней палубе. 11оявился механизм, позволяющий отклонять трубы на небольшой угол от диаметральной плоскости корабля и изменять угол возвышения.
В 1881 году лейтенантом Российского флота Ви-реппусом были произведены опыты по выстреливанию торпед дымным порохом. В результате появились две системы пороховой стрельбы. В первой — патронник монтировался снаружи задней крышки аппарата, во второй — па внутренней стороне.
В 1884 году в России были спроектированы и установлены на некоторых миноносцах двухтрубные торпедные аппараты. К этому времени относится и появление первых поворотных торпедных аппаратов. На полученных в 1905 году из США миноносках серии «Никсон» с газолиновыми двигателями устанавливался 450-мм поворотный трубчатый аппарат фирмы «Нобель».
Первые советские серийные торпедные катера типов Ш-4 и Г-5 имели кормовые желобные торпедные аппараты. Торпеды располагались в открытых сверху желобах носом по ходу катера и удерживались в них специальным стопором. Для производства выстрела торпеда выталкивалась из желоба, приэтом специальное приспособление запускало двигатель, торпеда падала в воду и начинала движение. Катер после производства выстрела отворачивал.
С появлением больших безреданных торпедных катеров, имевших меньшую скорость, чем редап-ные, от желобных аппаратов пришлось отказаться. Им на смену пришли бугельные. Па палубе по бортам устанавливались конструкции с двумя бугелями каждая, в которых крепились торпеды. При стрельбе бугели вываливались за борт, их клещи раскрывались, торпеда падала в воду и начинала движение. Недостатком таких аппаратов было открытое храпение торпед, которое могло привести к их повреждению. Им па смену пришли трубчатые непаводящиеся аппараты. Во время воины для торпедных катеров были созданы трубчатые аппараты типов ТТКА-45-52, ТТКА-53м. ОТАБ-53-206 калибров 450 и 533 мм. В 1952 году для торпедных катеров был создан 53-мм торпедный аппарат из легких сплавов ТТКА-53Л.
Комментариев нет:
Отправить комментарий